ЛЫЖИ
Начнем с самого важного - с лыж. Принято считать, что
весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж,
20% определяются материалом,
состоянием
и структурой скользящей поверхности лыж и лишь последние 20%
определяются смазкой лыж.
Итак, самое важное в хорошей
паре лыж - весовой прогиб.
Коньковые лыжи должны обладать весовым прогибом, как можно
равномернее распределяющим вес лыжника по лыжне. При этом
давление лыжи на лыжню от носка должно нарастать плавно -
это залог хорошего скольжения. Коньковая лыжа при
отталкивании ногой не должна полностью задавливаться - это
тормозит. Хочется отметить, что распространенное мнение, что
лыжа "катапультирует" лыжника после толчка, является
заблуждением. Любому знающему школьную физику понятно, что
чрезмерно жесткая лыжа скорее будет "катапультировать" более
легкий снег под лыжей, нежели лыжника. При этом жесткая лыжа
гораздо хуже скользит на зачастую нежесткой российской
трассе.
При тестировании лыж вышеописанное
означает, что, когда вы сжимаете и отпускаете пару лыж
обоими руками в середине (вертикально расположенные лыжи
обхватываются кистью примерно в 3 см к пятке за центром
тяжести), и при этом смотрите между лыжами в носковой части,
сжатие передней части лыжи от носка происходит постепенно,
вы наблюдаете, что зазор между лыжами закрывается. Прежде
чем приобретать новые лыжи, выработайте у себя "ощущение
хорошей пары" - посжимайте лыжи, которые у вас "катят",
пощупайте лыжи друзей, на которых они вас "накатывали". Во
многих магазинах (например, в московском "Олимпе") стали
появляться флекстестеры - приборы для определения жесткости
лыж.
Типичные случаи не очень
хороших лыж:
►Лыжа сжимается с заметным усилием с самого начала.
►Лыжа с начала сжимается очень легко, а потом наступает
"стоп", у такой лыжи при многократном частом сжатии можно
услышать стук в передней части колодки.
►При сжатии носки лыж расходятся.
►При сильном сжатии владельцем* лыжи соприкасаются под
колодкой.
►При сильном сжатии владельцем* под колодкой остается зазор
более 2 мм (кроме лыж на лед).
* Как правило максимальная сила сжатия лыж руками лыжника
пропорциональна весу и силовым качествам, определяющим
толчок этого лыжника.
Весовой прогиб классических лыж. В плане скользящих качеств
все аналогично коньковым лыжам. При этом очень важно
подобрать лыжи с правильной колодкой. Колодка должна быть
достаточной длины, чтобы обеспечить сцепление лыжи со снегом
при толчке, и оптимальной жесткости, чтобы с одной стороны,
при скольжении на двух лыжах держащая мазь не тормозила бы о
снег, с другой стороны, чтобы лыжник смог без труда задавить
лыжу при толчке и добиться сцепления держащей мази со
снегом.
Не
приобретайте ребенку жестких классических лыж!
Он не сможет нормально толкнуться, лыжи будут
проскальзывать,
и это отобьет у него всякую охоту к лыжному спорту.
По характеру колодки и весового прогиба классические лыжи
принято делить на три основных
типа:
на мягкий мелкозернистый сухой снег;
на переходную погоду в районе нуля;
на плюс и жесткую лыжню.
Лыжи на мелкозернистый снег обычно нежесткие с длинной
колодкой 45-60 см и эластичной носковой частью. Лыжи на плюс
и жесткую лыжню - жесткие, с короткой колодкой 35-50 см и с
меньшой площадью контакта скользящей поверхности лыжи со
снегом. Лыжи на переходную погоду являют собой нечто среднее
между двумя вышеописанными типами.
Итак, мы с вами теперь знаем как "нащупать" правильную лыжу.
Следующий вопрос - сколько пар иметь и каких. Желательно
иметь как минимум две поры на конек - одну тренировочную и
одну гоночную. Если вы можете себе позволить только одну
гоночную пару, предпочтение лучше отдать паре лыж на сухой
снег, нежестким (при сильном сжатии под колодкой остается
зазор 0,5-1,5 мм). Важен равномерный эластичный передний
хлыст лыжи. Если появится возможность купить вторую гоночную
пару - купите лыжи пожестче, они хорошо подойдут на гонки по
жесткой лыжне и фирну.
Классика - желательно хотя бы две пары гоночных лыж - одна
пара на мягкий мелкозернистый сухой снег, другая пара на
плюс и жесткую лыжню, при необходимости эта пара пойдет и на
переходную погоду с несколько скорректированной зоной
смазки. При передвижении классикой шанс попортить лыжи
меньше, чем при передвижении коньком, поэтому тренировочные
лыжи не так важны, разве что на вкатывание.
Скользящая поверхность лыжи
В донный момент все производители гоночных лыж пользуются
скользящими поверхностями из высокомолекулярного полиэтилена
с различными добавками от весьма ограниченного количества
поставщиков, гарантирующих высокое качество. Не
рекомендуются скользящие поверхности с различными
разноцветными включениями в виде гранул, ворсинок и т.п.
Лыжи поступают в продажу с поверхностью, шлифованной
наждачным камнем (по-немецки "штайн-шлифт"). Из-за хранения
на складе поверхность лыж окисляется, поэтому соревнующимся
гонщикам рекомендуется лыжи аккуратно проциклевать и пройти
бронзовой щеткой раз 50-70- Иногда от шлифовки наждачным
камнем на скользящей поверхности появляется "волна". Не
покупайте такие лыжи - "волну" будет очень трудно сциклить.
Очень важно, чтобы в процессе эксплуатации лыж скользящая
поверхность не была окислена, для этого надо регулярно
парафинить лыжи, пусть даже недорогим нежестким парафином
(типа Свикс СН7).
Ростовки лыж
Не покупайте слишком короткие лыжи! Конек - рост спортсмена
плюс 10-15 см. Классика - взрослый мужчина - 205-210 см,
женщина 195-200 см. Подростковые классические лыжи - рост
плюс 20-25 см.
Помните, что но коротких классических лыжах негде будет
разместить зону смазки держащей мазью, о короткие коньковые
лыжи хуже скользят и не позволяют реализовать полноценную
технику хода.
Какие лыжи покупать?
При ограниченных финансах отличным решением является покупка
у спонсируемого гонщика элиты подер-жанныхлыж с креплениями
по цене 70-1 50$. Другой вариант - лыжи выпусков прошлых
лет, они как правило продаются по цене ниже 200$, а от
"последних" лыж зачастую отличаются незначительно или только
косметически. Еще одна возможность - купить лыжи не самой
"верхней" модели, а модели следующей за ней. Во всем мире
основной объем продаж как раз падает на модели этого класса.
Эти лыжи обладают той же геометрией, у них такая же
скользящая поверхность, как и у "верхней" модели, основное
отличие в том, что в конструкции этих лыж используются не
столь дорогие материалы. Например вместо акрилового
пенопласта используется полиуретановый, или вместо
углеволокна используется стекловолокно. Обычно такие модели
весят на 150-200 гр. больше, но стоят на 80-100$ меньше.
Марка лыж не имеет значения, важно, чтобы лыжи обладали
хорошими скользящими качествами и подходили под вес лыжника.
Другое дело, что среди лыж определенных морок хорошие лыжи
встречаются чаще, среди других - реже.
СМАЗКА
Ограничьте ассортимент! Ведь у вас нет возможности
тестировать десяток вариантов смазки. Не надо мудрить,
сэкономьте силы но саму гонку!
На
примере ассортимента "SWIX"
возможный
минимальный комплект:
Один порошок или таблетка (таблетка экономней!) FC200/FC200S
Максимум четыре мази скольжения - LF4, LF6, HF7, HF8;
Твердые мази - грунт VG80, VF60, V55, V45, V40, V30, V10;
Жидкие мази - КПО, К115, К120, К124, К130.
На вышеперечисленном ассортименте при грамотном
использовании можно успешно выступать на гонках высокого
уровня !
При влажном снеге чистая фторорганика имеет бесспорное
преимущество. Пользование порошком недешево, рискованно, а
при отсутствии респиратора может быть и вредно. Рискованно
по причине вероятности пережога лыж, в результате чего лыжи
не едут и нуждаются в циклевке. Чистая фторорганика в
монолите является отличной альтернативой порошку. Натирание
на улице под кулак может показать хорошие результаты на
тестировании, но не более. Рекомендуемые способы - натирание
при комнатной температуре с последующим интенсивным
растиранием пробкой, еще лучше вращающимся пробковым валиком
или проплавление не очень горячим утюгом (температура как на
LF6) через бумагу фиберлен (Т150), подложенную под утюг.
Проложенная бумага защищает поверхность от пережога и
позволяет равномерно распределить фторорганику по лыже.
После обработки пробковым валиком лыжи полируются без нажима
очень мягкой щеткой (Т160), после проплавления через бумагу
остывшие лыжи обрабатываются щеткой с набивкой из конского
волоса (Т150). При очень влажной погоде и грубом снеге
процедуру натирания под пробку можно повторить 1-2 раза.
Больше информации по лыжным мазям
смотрите в статье "ЛЫЖНЫЕ МАЗИ"
Смазочный утюг
Приобретите специальный утюг! Толстая теплоемкая подошва
специальной формы и точный термостат, поддерживающий
постоянную температуру, отличают специальные утюги от
бытовых и сохранят ваши лыжи.
Станок-профиль необходим и является залогом успешной
подготовки лыж. Для тех у кого дома мало места,
рекомендуется трехсекционный легкосъемный станок типа Свикс
Т178.
Инвестируйте в знания и умения! Не скупитесь но специальную
литературу, дающую вам знания по смазке. Мажьтесь чаще и вы
поддержите ваши умения на высоте!
ЛЫЖНЫЕ ПАЛКИ
Лыжные палки отличаются по весу, жесткости и прочности.
Лучшее сочетание - это легкая,
жесткая и прочная палка, но лыжные палки с таким сочетанием
качеств очень дороги. Между самыми дорогими палками и самыми
дешевыми цена может отличаться более чем в 10 раз!
Очень важно:
не приобретать палки "на вырост";
приобретать палки правильной длины;
не покупайте палки с миниатюрными опорами-" лапками".
Не приобретайте вашему ребенку дорогие палки "на вырост".
Лучше приобретите палки поскромней, зная, что на следующий
сезон вы сможете себе позволить покупку новой пары
правильной длины, а старые палки "пристроить" в своем же
лыжном клубе - спортшколе.
Вообще избегайте покупать ребенку какой либо инвентарь "на
вырост". Это предпосылка того, что у подрастающего
спортсмена все будет получаться, и занятия будут приносить
радость.
КЛУБНЫЕ "РЫНКИ"
Будем надеяться, что со временем и у нас появится система
обмена инвентарем, аналогичная той, что практикуется в
Скандинавии. Там раз в год, обычно осенью клубы устраивают
"рынок" обмена инвентарем, где люди могут продать, купить
или просто поменять подержанный инвентарь. Основной объем
здесь падает на обмен и продажу детского инвентаря, ведь
дети растут очень быстро.
Приобрести палки правильной длины особенно важно для
классики! Универсальное правило для классики - рост
спортсмена минус 30 см, для конька - рост спортсмена минус
20 см. Слишком длинные палки для классики заставляют
спортсмена в момент постановки палки тянуться вверх-вперед,
спортсмену становиться труднее сделать грамотный подсед, и
толчок легко срывается.
О "лапках". Миниатюрные опоры-"лапки" хороши для олимпийских
трасс. На российской лыжне нужны опоры большего размера,
зачастую продающиеся в виде запчастей.
БОТИНКИ И КРЕПЛЕНИЯ
Система креплений и марка ботинок не столь важны, сколь
важны удобные, теплые ботинки, которые вам по карману.
Ботинки разных производителей имеют разную колодку. Выберите
ботинки
вам по ноге. Ботинки прошлых выпусков, это конечно не столь
"круто", но покупка такой обуви позволит сэкономить
средства. Коньковый ботинок отличается более жесткой на сгиб
по сравнению с классикой подошвой. Нога в коньковом ботинке
должна двигаться легко в продольном направлении и иметь
хорошую поддержку в поперечном направлении. Степень
необходимой поддержки в коньковом ботинке определяется
техничностью пользователя в коньке. Чем гонщик техничней,
тем меньшей поддержкой ботинка он может обойтись. Есть
спортсмены международного уровня предпочитающие для конька
низкие ботинки. Ботинки типа "комби" - это неплохой выход,
но, если вы по настоящему хотите насладиться классическим
ходом, купите специальные ботинки для классики.
ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ
Это
тренировочное средство, которое по скорости передвижения, по
рисунку техники и затрачиваемым усилиям должно как можно
более напоминать передвижение на лыжах по снегу. Поэтому
избегайте покупать быстрые роллеры с легковращающимися
колесами. Для конька хороши роллеры с колесами большого
диаметра, дающие мягкий ход даже на грубом асфальте.
Большой Вам удачи на лыжне!
|